История подготовки олимпийского резерва в России

Первые училища олимпийского резерва появились в СССР в 1971 году в форме спортивных интернатов в количестве 5 единиц. В настоящее время доля воспитанников спортивных школ в составах сборных команд страны по видам спорта составляет 96-98%. Основными учреждениями, создающими условия для специализированной подготовки резервов, являются училища олимпийского резерва, их сейчас в Российской Федерации 52, из которых 9 – федеральные, а 43 принадлежат субъектам. Общая численность обучающихся в этих училищах – 10 тысяч человек.

Спорт как многофункциональное социальное явление возникло как попытка древнего человека найти форму демократического, мирного способа разрешения спорных вопросов, возникающих между соперничающими общинами. Эта форма регулирования межплеменных отношений была найдена задолго до появления политически оформленного государства. Именно поэтому в настоящее время спорт становится одни из факторов снижения международной напряженности, средством установления дружеских контактов между людьми. Ведущим социальными функциями спорта являются миротворческая, воспитательная и зрелищная. Пространство функционирования физической культуры и спорта сегодня называют «третьим местом» общения (первое — дом, второе — работа).

Спортивные мероприятия являются одним из важнейших способов массового сбора людей, где они собираются не только для развлечения, но и для поддержания и удовлетворения потребностей социально-психологической жизни с помощью доступных дружеских отношений. Сама природа спорта и роль спортивных достижений как своеобразного эталона человеческих возможностей требуют постоянного внимания спортивной общественности к проблеме разработки адекватных критериев спортивных результатов, которые меняются под влиянием таких факторов и условий, как:

— индивидуальная спортивная одаренность и степень их реализации;

— конкретное состояние системы подготовки, ее качество, степень отлаженности и обеспечения;

— состояние спортивного движения и основные социальные условия его развития в обществе.

Основным, ведущим фактором влияния на динамику достижений спортсмена служит не спортивная одаренность, а система его подготовки, благодаря которой обеспечивается направленное формирование и совершенствование спортивных умений и навыков наряду с неуклонным развитием способностей, необходимых для прогресса в спорте.

Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета следующих факторов:

— оптимальных возрастных границ, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта;

— определение наиболее эффективной продолжительности систематической подготовки для достижения наивысших результатов;

— преимущественная направленность тренировки на каждом этапе многолетней подготовки;

— индивидуальные особенности спортсмена и темпы роста его спортивного мастерства.

Именно в школьные годы имеются исключительные возможности для развития всех физических качеств личности, если обеспечено эффективное педагогическое воздействие, которое не должно принципиально изменять закономерности возрастного развития тех или иных сторон двигательной функции человека.

Спортивные тренировки должны основываться на соразмерности развития физических качеств и двигательных способностей, которые достигаются применением оптимальных тренировочных средств и методов, различных по общему объему, интенсивности, координационной сложности, а также средств восстановления и повышения работоспособности.

Спорт в сущности своей противоречив, потому что он укрепляет здоровье, но вместе с тем провоцирует перетренированность и заболеваемость, которые являются следствием организационных и методических просчетов в спортивной подготовке.

Поведение человека, его способность успешно решать коллективную задачу обусловлены не только личными умениями, навыками и возможностями, главным здесь является характер взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности на основе общих задач.

Футболисты, к примеру, в сложных ситуациях значительно чаще передают мяч тем коллегам по команде, к которым испытывают симпатию и уважение. Делается это подсознательно даже в тех случаях, когда футболист получал строгую инструкцию от тренера не делать этого.

Довольно часто та или иная команда, уступая сопернику в технико-тактическом мастерстве, одерживает над ним победу за счет единства и сплоченности ее членов.

Спортивная команда является реальной организованной малой социальной группой, основным психологическим эффектом которой является возможность свободного общения друг с другом и вступать в личные контакты.

В результате совместной спортивной деятельности происходит дифференциация ролей и функций между членами команды – формирование определенной устойчивости системы деловых отношений между спортсменами. При этом неформальная система связей надстраивается над формальной системой отношений.

По горизонтали неформальная структура команды распадается на деловую и эмоциональную. Деловая возникает в результате деятельностной интеграции спортсменов, а эмоциональная отражает непосредственные симпатии-антипатии, иногда безразличие между членами команды.

В спорте эмоциональные отношения формируются в процессе совместной деятельности в зависимости от того, насколько успешно выполняются общекомандные цели.

Вертикальная организация неформальной структуры команды отражает характер распределения отношений руководства и подчинения между спортсменами.

В качестве основных методик командообразующей техники выделяют групповые дискуссии и игры.

Поведенческие проявления конструктивной дискуссии заключаются в равноправии участников в плане высказывания своего мнения, в ощущении каждым демократической атмосферы, в активности каждого участника, в преимущественно альтруистических реакциях участников, в удовлетворенности от совместной работы и общения.

Составляющими процесса командообразования являются:

— формирование и развитие навыков командной работы (гармонизация общей цели с персональными; принятие ответственности за результат команды; определение лидера на задачу; принятие единого командного решения);

— формирование командного духа (формирование устойчивого чувства «мы»; развитие доверия между членами, понимание и принятие индивидуальных особенностей друг друга; повышение неформального авторитета руководителей; развитие лояльности членов по отношению к организации);

— формирование самой команды (эффективное использование сильных сторон состава команды; оптимальное распределение ролей; налаживание горизонтальных связей внутри коллектива).

Социальные метки: >

Добавить комментарий

+ тридцать три = тридцать семь